ЭЛЕКТИВНАЯ МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ПРОГРАММА
"ВОКАЛ И ХОРОВОЕ ПЕНИЕ: ГАРМОНИЯ ЗВУКОВ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ"
Наименование проекта | Инновационный проект включения вокально-хоровой деятельности в образовательные программы организаций среднего профессионального образования с немузыкальным профилем подготовки для развития компонентов soft skills обучающихся. |
Актуальность проекта | Современный рынок труда нуждается в специалистах, максимально эффективно использующих не только профессиональные компетенции (hard skills), но и с высоким уровнем развития жизненно важных навыков (soft skills), как творческое решение проблемных ситуаций, креативность, критическое мышление, умение работать в команде, стремление к непрерывному образованию, коммуникативная культура, мультиязычность. |
Цель проекта | использование потенциала вокально- хоровой деятельности как средства формирования ключевых компонентов soft skills у студентов немузыкального колледжа |
Задачи проекта |
1. Рассмотреть понятие soft skills и оценить их роль в подготовке современных специалистов. 2. Выделить способы формирования и развития soft skills в урочной и внеурочной деятельности студентов колледжа. 3. Оценить возможности вокально- хоровой деятельности как средства формирования и развития soft skills в современном колледже. 4. Предложить проект включения вокально-хоровой деятельности в образовательные программы современного колледжа с немузыкальным профилем подготовки |
ЧТО ТАКОЕ «МЯГКИЕ НАВЫКИ» (SOFT SKILLS)
Это «надпрофессиональные» навыки, которые нужны любому специалисту, руководителю независимо от отрасли позволяющие повысить эффективность профессиональной деятельности:
- целеустремлённость и целенаправленность;
- знание психологии и этики общения;
- умение управлять временем;
- управление командой (лидерские навыки);
- умение работать в команде;
- навыки самоанализа;
- творческое мышление;
- способности адаптации к изменяющимся условиям;
- стрессоустойчивость;
- способность к личностному развитию;
Они отвечают за эффективную коммуникацию и синергию в команде, адаптивное мышление и скорость. Развитые soft skills будут полезны и в обычной жизни, ведь и там мы общаемся, выстраиваем партнёрские отношения, пытаемся быть максимально эффективными. Согласно последним исследованиям работодатели ставят на первое место «мягкие навыки», а на второй план отходят профессиональные навыки. «Мягкие навыки» необходимы в любом виде деятельности, поэтому так важно начинать формировать их на всех этапах обучения. Особую роль в этом играют учреждения среднего профессионального образования (СПО), так как целями и задачами их деятельности являются:
- подготовка специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;
- удовлетворение потребностей рынка труда (с учетом отраслевых запросов экономического сектора) в специалистах со средним профессиональным образованием;
- удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Важнейшей задачей современного колледжа является формирование не только ключевых профессиональных компетенций (hard skills), но и навыков их эффективного использования (soft skills). Они выступают как показатель наличия активной творческой позиции по отношению к собственной жизни и сформированной мотивации на выработку эффективных стратегий поведения в будущей профессиональной деятельности. Развитые «мягкие навыки» помогают специалистам сделать работу комфортнее, с ними больше шансов получить удовлетворение от своей деятельности, и меньше — эмоциональное выгорание.
КАК СФОРМИРОВАТЬ И РАЗВИВАТЬ SOFT SKILLS?
В нашем проекте мы обосновали возможность развития компонентов soft skills студентов колледжа посредством вовлечения в вокально-хоровую деятельность. При решении задач проекта мы оценили роль soft skills в подготовке современных специалистов, выделили способы формирования и развития soft skills в урочной и внеурочной деятельности студентов колледжа. Оценили возможности вокально- хоровой деятельности как средства формирования и развития soft skills в современном колледже и предложить проект программы включения вокально-хоровой деятельности в образовательные программы современного колледжа с немузыкальным профилем подготовки.
Активное внедрение вокально- хоровой работы в образовательную программу немузыкальных учреждений СПО возможно в виде элективных курсов, программ дополнительного образования и т.п. При этом, необходим максимальный охват обучающихся, вовлечение прежде всего тех студентов, которые имеют проблемы с адаптацией, социализацией в коллективе сверстников. В то же время, участие в хоровом коллективе колледжа должно иметь исключительно добровольный характер без принуждения. Необходимо выработать систему морального поощрения, мотивации и одобрения со стороны преподавателей- предметников. Как показывает практика, студенты сами проявляют желание активно участвовать, воодушевлённые положительным примером сверстников.